О происхождением термина Acid Jazz ходят легенды. Самая достоверная из них гласит, что британские Dj Джиллс Петерсон и Крис Бэнгс с радиостанции Kiss FM, случайно назвали так демо-кассету с их собственной музыкой. Занимаясь развитием ранних форм Acid House музыки, они не забыли про свое пристрастие к фанку и джазу. Экспериментируя, они добавляли их к своей привычной музыке. То, что у них получалось тогда в конце 80-х, необычайно модно даже сейчас, в конце 90-х. И носит определение Jazzy House. А тогда родилось только определение Acid Jazz, которое Джиллс и Крис несколько раз употребили эфире. И с их легкой руки Acid Jazz стали называть особую музыку, соединившую в себе элементы традиционного джаза, американского фанка середины 70-х, Hip-Hop и Soul. с электронными танцевальными ритмами. Acid Jazz такой какой он есть сейчас, появился на свет в андеграундных лондонских данс-клубах в конце 80-х. Тогда выступления Dj нередко просто дополнялись игрой "живых" музыкантов. С тех пор музыка с электронными ритмами и живыми инструментами ушла далеко вперед. Существуют лейблы занимающиеся исключительно такой музыкой, например Ninja Tune. Так же надо заметить что электронная часть этой музыки очень разнообразна, в ней используются всевозможные элементы из других стилей электронной музыки, буквально от техно до Trip-Hop. В основе живой части Acid Jazz музыки находится тот же принцип, что и в основе настоящей джаз музыки, а именно - импровизация.
Acid Jazz - музыкальный стиль, который распознается по ритмичному звучанию с характерными элементами джаза, фанка 70-х, хип-хопа, этнической музыки, соула, рок-н-ролла, би-бопа и некоторых других стилей, сыгранных вживую или сэмплированных. Hесмотря на название, эйсид-джаз не имеет ничего общего с acid-музыкой. Как правило, это синтез классических джазовых риффов и вокала с современной ритм-секцией и звуковыми спецэффектами. Между тем, четкое разграничение между эйсид-джазом и остальными направлениями downtempo-музыки провести достаточно сложно. Hа самом деле, не все, что можно описать как эйсид-джаз, является действительно классическим эйсид-джазом. Hапример, новая волна американского джаза, которую возглавляют такие коллективы, как Alphabet Soap, Mo Feddionals и Charlie Hunter Trio, не всегда представляет из себя настоящий эйсид-джаз, хотя их музыка и подходит формально под определение. Говоря об определении эйсид-джаза как стиля, нужны четкие элементы, отличающие эйсид-джаз от всей остальной музыки. ударные - обычно фанк или хип-хоп рисунок (реже - трип-хоп), широкое использование тарелок. перкуссия (дополнительный ритмический рисунок) - часто ритм в негритянском и латиноамериканском стилях (шейкер), темп обычно не ниже 88 bpm и не выше 116 (хотя все это достаточно условно) бас - обычно мелодичный, сыгранный непосредственно пальцами (слэппинг, поппинг и тому подобное), также используется акустический бас. гитары - джаз/фанк аккорды, сыгранные в высоких регистрах, акцентированных аккордов нет. клавишные - простые клавишные аранжировки, один или два синтезатора одновременно, используются классические клавишные звуки - электронное пианино, орган и т.п. духовые - обычно саксофон (как правило, тенор) тромбон-трио, иногда присутствует флейта.
Что касается самого термина, то впервые словосочетание "эйсид-джаз" было использовано в названии американского лейбла, который появился в 1988 году. Он так и назывался - Acid-Jazz Label. Помимо этого начала выходить европейская серия сборников, названная опять же Acid Jazz (также в 1988 году). Скорее всего, термин Acid Jazz получил широкое распространение после выхода в свет компиляции под названием Totally Wired. Существует большая разница между американским и английским эйсид-джазом. Британский вырос из фанка 70-ых, американский же в основе своей в большей степени именно джаз, поскольку вобрал в себя все старые американские джаз-традиции. В нем даже меньше испол ьзуется сэмплов, чем в британском, он более живой. Яркие представители именно такого американского эфсид-джаза - это The Solsonics и Groove Collective. Hекоторое сходство с эйсид-джаз имеет рэп, смикшированный на джазовых сэмплах, однако в отличие от эйсид-джаза в нем основной упор делается на содержании текстов, а не на саму музыку. Хорошее представление об эйсид-джазе можно получить по сборникам лейбл ов Totally Wired, Acid Jazz, Jazz Juice и т.д. Кроме того, существует множество музыкантов, чья музыка плохо удовлетворяет перечисленным признакам, но которых также относят к исполнителям эйсид-джаз: Us3, Guru. Музыка этого стиля окружает слушателя, завораживая длинными, ровными аккордами, отсутствием жесткого ритма или оживленной мелодии. Она не слишком резкая, но и не всегда плавная. Практически любую медленную композицию, удовлетворяющую перечисленным свойст вам, можно назвать эмбиентом. Приведем несколько общих характеристик, которые обычно даются эмбиенту: звуковые эффекты, среди которых особенно выделяют звуки природы и "неземные" голоса длинные струментальные вставки, главным образом сделанные на синтезаторе повторяющиеся синтезированные музыкальные рисунки длинные, неагрессивные оттенки и аккорды все звуки как бы "смягчены", и поэтому одновременно не может быть более, чем одного ярко выраженного звучания (подобно соло на электрогитаре) незначительное количество или полное отсутствие вокала ритм-треки часто приглушаются, и их количество огранич ено новые звуки, особенно повторяющиеся в циклах, медленно усиливаются и, также не спеша, уменьшают свое звучание, а не изчезают по прошествии одного такта.